(Белоликов Петр Захариевич; 5.11.1879, погост Васильевское-Романово Череповецкого у. Новгородской губ. (ныне дер. Васильевское Череповецкого р-на Вологодской обл.) - 16.09.1918, близ г. Верного (с 1921 Алма-Ата)), сщмч. (пам. 3 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Семиреченский и Верненский. Род. в семье священника ц. во имя свт. Василия Великого на погосте Васильевское-Романово Захарии Ивановича. По отцу - двоюродный брат Петроградского прот. сщмч. Философа Орнатского; по двоюродному брату прот. Иоанну Орнатскому - в свойском родстве с прав. Иоанном Кронштадтским (Сергиевым). В 1894 г. окончил Кирилловское ДУ, в 1900 г.- Новгородскую ДС по 1-му разряду и поступил в КДА. 6 авг. 1903 г. Киевским и Галицким митр. Флавианом (Городецким) пострижен в монашество с именем Пимен. 24 авг. 1903 г. рукоположен во диакона, 3 июня 1904 г.- во иерея. В 1904 г. окончил КДА 5-м по списку со степенью кандидата богословия за соч. «Отношение Вселенских Соборов к творениям церковных писателей». Указом от 12 авг. 1904 г. назначен на должность члена Урмийской духовной миссии и направлен в г. Урмия в Персию (ныне Зап. Азербайджан, Иран). С 7 июля 1906 г. помощник начальника миссии. В круг его обязанностей входили руководство уч-щем миссии, преподавание и воспитательная работа в нем, богослужения и проповедничество в церкви при миссии, помощь урмийским христианам в судебно-гражданских делах, создание публикаций в российских периодических изданиях с целью информирования общественности о делах миссии. Находясь в составе миссии, овладел сир. языком, что позволило ему вести проповедь среди правосл. ассирийцев. Кроме миссионерских трудов в 1916-1917 гг. занимался окормлением рус. военных отрядов в Урмии: соединений 7-го Кавказского отдельного армейского корпуса и части 2-го Кавказского кавалерийского корпуса.
Обширное печатное наследие П. рассеяно по центральным периодическим изданиям и по церковной и светской периодике тех мест, в к-рых ему довелось служить. Это проповеди, миссионерская публицистика, реплики на общественно-политические события, переводы. П. был активным членом переводческой комиссии при Урмийской миссии: переводил на сир. (арамейский) язык богослужебные тексты, с русского на т. н. новосир. (иначе «ассирийский») язык - учебники для уч-ща, с древнего сирийского на рус. язык - раннесирийские житийные и святоотеческие тексты, в т. ч. «один памятник Сирийской дидаскалии», ставший впосл. темой его магистер. диссертации. 6 сент. 1908 г. возведен в сан игумена. Дважды оставлял Урмийскую миссию и возвращался в нее, что было связано с непростой обстановкой в миссии по вине ее начальника архим. Сергия (Лаврова; с 1913 епископ). 3 марта 1911 г. П. назначен ректором Александровской миссионерской ДС в ст-це Ардонской Владикавказского окр. Терского края (ныне г. Ардон, Республика Сев. Осетия). В связи с отъездом миссионера ассир. газ. «Кёхва» («Звезда») писала: «С сожалением извещаем об отбытии из русской миссии и отъезде в Россию Архимандрита Пимена. Этот духовный отец был любим и уважаем всеми сирийцами и был настоящим рабом Божиим» (Кёхва. 1911. № 23). 12 июня 1911 г. в Михаило-Архангельском соборе Владикавказа возведен в сан архимандрита. Своему духовному отцу митр. Флавиану писал, что в Ардонской «прожил год деятельной жизнью, энергично наблюдал за хозяйством [семинарии], с воспитанниками и преподавателями прожил весь год мирно, без малейших недоразумений. Был благочинным монастырей епархии» (РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 736. Л. 12-13). В этот период вел переписку с Финляндским и Выборгским архиеп. Сергием (Страгородским; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и Токийским и Японским архиеп. Николаем (Касаткиным). Они поддержали его в намерении вернуться в состав Урмийской миссии. Возвратился в Урмию на прежнюю должность по указу от 25 июля 1912 г. О добровольном возвращении П. писал «Кавказский благовестник»: «Это назначение в особенности знаменательно тем, что состоялось по желанию самого же архимандрита Пимена. Причем он оставил видное место ректора Александровской семинарии в ст-це Ардонской, сулившее ему быстрое повышение по службе. Миссионер по призванию, он изучил сир. язык и с любовью говорит о развитии православной миссионерской деятельности не только в Урмии, а и в Курдистане и даже в Турции. Отправляясь к горячо любимой миссии уже во второй раз, архимандрит Пимен, помимо миссионерской деятельности, думает там закончить свои ученые труды» (Кавказский благовестник. 1912. № 13. 2 сент. С. 7-10). Полтора года повторного пребывания в Урмии были лучшими в его миссионерской биографии, что в немалой степени было связано с длительным пребыванием начальника миссии еп. Сергия (Лаврова) в С.-Петербурге. После его возвращения П. вновь подал прошение о переводе. В период начавшихся военных действий с Турцией во время первой мировой войны, эвакуации из Урмии миссии и христиан-ассирийцев отсутствие коллегиальности в принятии решений, с т. зр. П., было категорически недопустимо и исключало его дальнейшее пребывание в миссии. С 1913 по июль 1914 г. редактор русской версии журнала миссии «Православная Урмия».
8 окт. 1914 г. назначен ректором Пермской ДС. Трудясь в Перми, П. находил полное взаимопонимание с Пермским и Соликамским еп. сщмч. Андроником (Никольским; впосл. архиепископ), стал его ревностным соработником. Сумел успешно перестроить учебный процесс после того, как в здании семинарии был размещен военный лазарет. С нояб. 1914 г. председатель правления Пермского епархиального общества трезвости, организатор трезвеннических праздников с многотысячными шествиями. П. являлся почетным председателем лазаретского семинарского комитета, председателем об-ва вспомоществования недостаточным воспитанникам семинарии, зампредседателем Пермского епархиального комитета Православного миссионерского об-ва и Пермского отд-ния Палестинского Православного общества в России, членом учредительного комитета по оказанию помощи детям лиц, призванных на войну, членом комиссии при пермском губернаторе по отчуждению помещений под военные лазареты, почетным членом Стефановского братства г. Перми, членом военно-спортивного комитета. Как ректор ДС часто беседовал с воспитанниками, выстраивая их приоритеты в пользу высших побуждений. Публиковал в «Пермских епархиальных ведомостях» речи, проповеди, заметки и отчеты о деятельности Об-ва трезвости. 7 июля 1916 г. вместо ожидаемого назначения на должность викария Пермской епархии в сане епископа Соликамского, о чем ходатайствовал еп. Андроник (Никольский), вновь получил назначение в Урмию начальником духовной миссии с возведением в сан епископа. 6 авг. 1916 г. хиротонисан во епископа с назначением на Салмасскую кафедру в Казанском соборе Петрограда. Награжден орденами св. Анны 3-й степени (5 мая 1908) и 2-й степени (6 мая 1912), св. Владимира 4-й степени (6 мая 1915) и 3-й степени (2 окт. 1916).
Христ. население Урмии жестоко пострадало от тур. оккупации 1914-1916 гг., здания миссии требовали ремонта, часть их была отдана под военный лазарет; у миссии обнаружились огромные долги, сотрудники не получали жалованья; также в Урмии случился неурожай хлеба и винограда. В этой ситуации П. не мог оказывать должной денежной помощи бедствующему христ. населению, как это делали урмийские инославные миссии. Он платил жалование учителям в сир. школах из личных средств.
Обращения за помощью в Синод, к обер-прокурору, министру иностранных дел, в Гос. думу, в Петроградское урмийское Кирилло-Сергиевское братство оказались напрасными. Получив высокую аттестацию от Мин-ва иностранных дел, 5 марта 1917 г. П. прибыл в Петроград, чтобы лично доложить в Синоде о положении дел, но в условиях начавшейся революции надежды на помощь уже не было. По возвращении в Урмию столкнулся с интригами ассир. правосл. еп. Мар Илии, желавшего удаления рус. епископа из Урмии и единоличного управления правосл. ассирийцами. Пребывание в Урмии осложнялось противодействием и угрозами со стороны Совета солдатских депутатов Кавказского корпуса. По многочисленным прошениям самого П. («Лучше быть псаломщиком в России, чем епископом в Урмии») отозван из Ирана, назначен викарием Туркестанской епархии с титулом «епископ Семиреченский и Верненский». Указ о назначении от 9 июня 1917 г. прибыл с опозданием, до кафедрального г. Верного Семиреченского и Верненского викариатства П. добрался 11 окт. 1917 г.
Власть Временного правительства в форме казачьей диктатуры Семиреченского казачьего войска сохранялась в Верном и Семиреченской обл. до 3 марта 1918 г. Совершая поездки по приходам епархии, П. поддерживал ее как законную власть. В условиях гражданской войны, начавшейся весной 1918 г. между казачеством и крестьянами-переселенцами из-за притязаний последних на казачьи земельные наделы, устраивал миротворческие крестные ходы в ближние станицы; посещал в больнице Красного Креста раненых красноармейцев, но надеялся на помощь белых отрядов, формировавшихся на северо-востоке области. Стал свидетелем жестокого расказачивания в близлежащих станицах, проведенного ташкентским отрядом Е. Мураева в июне 1918 г. В переписке с областным исполкомом пригрозил ему анафемой за неуважение к решениям Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Был противником декретов СНК «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» и «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Игнорировал требования сдать чековую книжку с суммами, предназначенными для восстановления храмов и молитвенных домов, разрушенных в ходе Киргизского восстания 1916 г. В период казачьей диктатуры обвинялся в причастности к убийству революционеров К. В. Овчарова и А. П. Березовского (дело было закрыто по майской амнистии, объявленной центральной властью).
Совместным решением ревкома, облисполкома и командующего Северным фронтом Л. П. Емелева для «полевого суда» над епископом с Северного фронта был вызван отряд И. Е. Мамонтова - Д. И. Кихтенко. По воспоминаниям члена верненского ревтрибунала С. Г. Малетина, П. «в своем доме принимал тьму всяких паломников. Целые дни у него торчал народ. Бешеную агитацию он разводил. Терпели, терпели это, а потом раз ночью арестовали его, вывели в Баумскую рощу и там расстреляли» (ЦГА Респ. Казахстан. Ф. 1770. Оп. 1. Д. 22). Сохранилось подробное описание ареста, оставленное насельником архиерейского дома игум. Вадимом (Жёлудем). Вечером 16 сент. 1918 г. консистория сообщила об аресте П. в Ташкент Туркестанскому еп. Иннокентию (Пустынскому), и тот сделал запрос в Совнарком Туркестанской Республики, в состав к-рой входила Семиреченская обл. Арест там расценили как самоуправство и потребовали доставить П. к ним, но в ответ из Верного пришло ложное донесение об уже состоявшейся отправке П. в Ташкент. Место расстрела П. было найдено в 1996 г. после расспросов старожилов. Есть достоверные сведения о том, что П. тайно похоронен в парке возле кафедрального собора на месте, предназначавшемся накануне революционных событий для перезахоронения праха основателя города ген. Г. А. Колпаковского. По тем же сведениям, П. встретил смерть со смирением и творил молитву.
12 окт. 1997 г. канонизирован как местночтимый святой Алма-Атинской епархии. Прославлен для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.